Автоматизация бизнеса увеличивается, но компании настаивают на том, что это не сокращает рабочие места


Компании Amazon и Walmart утверждают, что их усилия по автоматизации бизнеса приведут к созданию новых рабочих мест, но критики беспокоятся о людях, которые могут потерять работу.

С тех пор как Amazon купила робототехническую компанию Kiva Systems в 2012 году, ее усилия по автоматизации были хорошо известны. Компания представила свои магазины без кассы Amazon Go, разработала доставки при помощи беспилотников и запустила десятки тысяч роботов, чтобы перемещать товары в своих центрах заполнения.

«В этих центрах, которые обладают подобными устройствами, мы можем хранить до 40% больше запасов и быстрее и эффективнее перемещать заказы клиентов», — написал вице-президент по робототехнике Брэд Портер. «В результате мы можем ускорить доставку, предложить более низкие цены и, в конечном итоге, обеспечить лучшее качество обслуживания клиентов».

Но Amazon не единственная компания, стремящаяся использовать робототехнику в мире розничной торговли. Walmart подключает роботов на многие свои склады и магазины. В 2020 году должен открыться продуктовый распределительный центр в Шафтере, штат Калифорния, с новой технологией, позволяющей перевозить даже скоропортящиеся товары по складу, не повреждая их. В Салеме, Нью-Гемпшир, автоматические тележки скоро будут доставлять компоненты онлайн-заказов на продукты из прикрепленного склада, которые затем будут упаковываться сотрудниками.

Другие системы автоматики магазина включают в себя автономный скребок, который должен очистить пол в 360 магазинах Walmart к концу января, роботизированную систему разгрузки грузовиков, которая может сортировать поставки по пути на полки, и даже машины, которые проезжают через проходы в магазинах и выполняют учет и выявлять неправильно размещенные товары.

«Этот робот может сделать примерно за два с половиной часа то, на что требовалось сотруднику около двух недель. То есть пройти через весь отдел, отсканировать товар и определить, где находятся неучтенные товары, какие товары мы должны заказать, уровень запасов», — говорит представитель Walmart Раган Дикке.

Автоматизированные башни во многих магазинах также доставляют клиентам их онлайн-заказы без необходимости ждать сотрудника магазина.

Кроме того, сеть супермаркетов Kroger в прошлом месяце объявила о совместных с британским онлайн-ритейлером планах построить «автоматизированный склад с цифровыми и роботизированными возможностями» за пределами Цинциннати. Bossa Nova, компания из Сан-Франциско, которая сделала роботов-сканеров для десятков магазинов Walmart, работает по крайней мере с пятью другими пока неназванными розничными продавцами над подобными проектами.

«Сейчас самое захватывающее время в розничной торговле за последние 100 лет», — говорит Стерлинг Хокинс, глава отдела операций и венчурных отношений в Центре развития розничной торговли и технологий, который объединяет ритейлеров и поставщиков технологий. «Наконец, эта появляющаяся технология — автоматизация, искусственный интеллект, робототехника — находится в точке, где она может фактически реализовать концепцию технически и экономически».

Рабочие места будут исчезать или создаваться?

Ретейлеры утверждают, что автоматизация может помочь им более эффективно доставлять товары покупателям. Роботы Amazon означают, что склады могут хранить больше товаров и обеспечивать быстрые поставки, за счет чего компания стала известна. Точно так же Walmart говорит, что использование роботов означает, что больше клиентов смогут покупать свои любимые продукты.

Но некоторые критики опасаются, что роботы неизбежно отберут работу у сотрудников розничной торговли, складов и техобслуживания.

«Не нужно заблуждаться. Переход Walmart на автономные очистители пола не направлен на улучшение обслуживания клиентов и работников», — говорится в заявлении, сделанном на прошлой неделе Международным союзом работников пищевой промышленности и торговли. «Это последнее мероприятие по уничтожению рабочих мест может уничтожить более 5000 рабочих мест в США, если оно будет реализовано в каждом магазине Walmart».

Профсоюз, который обосновал это число на предположении, что устройства в конечном итоге означают исчезновение одной позиции обслуживания в магазине, подверг аналогичной критике Amazon за стремление к автоматизации бизнеса.

«Amazon определенно намерен получать прибыль, создавая будущее, в котором автоматизация заменяет хорошие рабочие места», — сказал президент UFCW Марк Перроне в открытом письме генеральному директору Whole Foods Market Джону Макки в прошлом году, когда эту сеть супермаркетов приобретала Amazon.

Совсем недавно он выразил обеспокоенность в связи с сообщением Wall Street Journal о том, что Amazon тестирует свои системы без кассира для крупных магазинов, в том числе и в магазинах Whole Foods.

Amazon отказалась давать комментарии по поводу этого отчета, но в целом в компании заявили, что автоматизация помогла ей создать рабочие места, а не заменить сотрудников.

«Мы одновременно создаем рабочие места и используем автоматизацию», — писал Портер, говоря, что с 2012 года компания привлекла более 300 000 штатных сотрудников. «Автоматизация позволила нам предложить расширенный выбор с более быстрой доставкой и более низкой стоимостью. Это эффективный цикл, позволяющий нашему бизнесу продолжать расти и создавать больше рабочих мест».

Диккенс из Walmart также говорит, что роботы сети позволяют сотрудникам сосредоточиться на задачах, которые не могут выполнять машины, таких как уборка мест, куда роботы не могут добраться, или пополнение запасов на полках, на которые указал робот.

В некоторых случаях также автоматизируется неприятные задачи, такие как разгрузка грузовиков в задней части магазина, потенциально улучшая работу магазина. По его словам, роботизация позволяет сотрудникам больше времени непосредственно помогать клиентам.

«Робототехника в магазине помогает сотруднику выполнять свою работу, а не заменяет ее», — говорит он. «Мы работаем над тем, чтобы обеспечить нашим сотрудникам хорошую работу и предоставить клиентам все удобства».